Все об образовании и учебе в Самаре: ВУЗы, институты, университеты, подготовительные курсы, школы, колледжи, детские сады и лагеря
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Проблемы и следствия адаптации студентов в ВУЗе

Студенты представляют собой группу молодых людей, характеризующихся рядом особенностей, таких как: установление и утверждение своей Я-концепции, формирование ценностей и норм морали, самоопределение, поиск сферы для приложения своего труда, определение и осознание своего места в мире. Для этого возраста характерен такой ключевой момент как завершение формирование личности, её основных черт. Именно на этом фундаменте и происходит формирование будущего специалиста.

Впервые сталкиваясь с непривычными условиями жизнедеятельности в ВУЗе, студент-первокурсник неизбежно испытывает трудности, которые вызывают у него фрустрацию и стресс. На развитие стресса влияет масса факторов: это могут быть врожденные особенности организма, опыт, полученный в раннем детстве, сценарии поведения, навязанные родителями, особенности личности, факторы влияния социальной среды, когнитивные факторы. Сократить влияние факторов, провоцирующих стресс, призван процесс адаптации, который далеко не прост.

Непривычные условия обучения и быта могут отражаться на здоровье студентов. По статистике наиболее частыми заболеваниями, присущими студентам, являются гипертоническая болезнь, вегето-сосудистая дистония, нервно-психические расстройства, болезни органов пищеварения. И это в том возрасте, который характеризуется активной интеллектуальной и познавательной деятельностью и наиболее активным нравственным и эстетическим становлением.

Если учесть роль этих эмоционально-стрессовых факторов в возникновении перечисленных заболеваний, то можно предположить, что их распространенность среди студентов напрямую связана с неуспешной адаптацией к учебному процессу в ВУЗе, к большим и непривычно организованным нагрузкам, необходимостью приспособления к новому укладу студенческой жизни, выработке новых стратегий поведения.

Для первокурсника, поступившего в ВУЗ, стиль жизни  меняется коренным образом: меняется режим дня, условия труда и отдыха. Именно в этот переходный период студенты становятся наиболее уязвимы перед различными факторами, провоцирующими стресс, и в значительной мере подвержены влиянию стресса. Студенты-старшекурсники, сталкиваясь с подобными трудностями в профессионально-трудовой деятельности, более устойчивы к возможным проявлениям стресса, что является их более высоким уровнем адаптации к новым условиям. В свою очередь, стрессоустойчивость определяется способностью каждого отдельного организма к сохранению нормальной работоспособности во время влияния на него стрессора.

При проведении эмпирического этапа исследования использовались следующие психодиагностические методики: тест на учебный процесс, тест на стрессоустойчивость, бостонский тест – анализ стиля жизни, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения.

По результатам теста на стрессоустойчивость видно, что студенты старших курсов обладают большей устойчивостью к стрессу – 22% старшекурсников против 15% первокурсников из числа опрошенных. Стрессоустойчивостью в пределах нормы обладают 48% старшекурсников и 44% первокурсников. Первокурсники в количестве 41% и треть старшекурсников обладают большей повышенной чувствительностью к стрессу.

Обработка теста по методике анализа стиля жизни показала, что у 52% старшекурсников и 69% первокурсников уровень стресса находится в норме. Высокий уровень уязвимости к стрессу присущ первокурсникам в количестве 4%. Существенное негативное влияние оказывает стресс на эту категорию студентов. В то же время высокой устойчивостью к стрессу не обладает ни один студент.

Обработка результатов исследования на учебный стресс показала в равной мере беспокойство у первокурсников и старшекурсников, вызванное большой учебной нагрузкой. Такая проблема как слишком серьёзное отношение к учебе, по мнению, как первокурсников, так и студентов старших курсов, является сильным влияющим фактором на общую картину стресса. Также оказался одинаково оцененным и весьма актуальным пункт «проблемы в личной жизни». Общими являются также оценки проявлений стресса: студенты отметили снижение работоспособности, утомляемость, головную боль.

Несмотря на сходство результатов теста, есть и различия: не является сильным стрессором для студентов первого курса нехватка учебной литературы, учебных материалов и пособий и если им на первом курсе будут преподавать английский для детей, то они не будут особенно встревожены. Однако старшекурсники обращают на это большое внимание. Жизнь вдали от родителей более оценена первокурсниками и это является закономерным на этапе адаптации к новым жизненным условиям. Старшекурсники обращают на это меньше внимания. Но в то же время проблема проживания совместно с чужими людьми у первокурсников практически не вызывает стресс. Старшекурсники отмечают постоянную нехватку времени, что легко объяснимо боязнью не успеть всё сделать своевременно и большими объёмами заданий, а также более высоким уровнем ответственности, если сравнивать с первокурсниками, которые ещё не в полной мере ощутили всю ответственность. Для первокурсников не столь характерна как для старшекурсников потеря уверенности в себе как одно из проявлений учебного процесса. Первокурсникам в большей степени присуще ощущение беспомощности и невозможности справиться с проблемами. Общими для студентов любого курса является повышение волнения перед экзаменами, но у первокурсников интенсивность этого процесса выше.

Сильно отличаются оценки активности и самочувствия у студентов разных курсов. Если низкую оценку этого параметра дают студенты старших курсов, то можно говорить о следствиях стресса, который накапливается в течение всех лет учебы. Низкая оценка своей активности первокурсниками является закономерной и объясняется процессами адаптации, которые на первом курсе только набирают силу. Высокая активность старшекурсников объясняется их готовностью применять полученные знания, умения и навыки в будущей профессиональной деятельности, а также обуславливается поиском работы, стремлением к самореализации.

Кроме того, в ходе исследования было выяснено, что большинство студентов понятия не имеют об аутотренинге, приемах медитации, техниках НЛП, как методиках снятия стрессовых состояний. Поэтому возникает проблема психологического просвещения. Избежать многих стрессовых ситуаций поможет решение этой проблемы методами воспитательной работы, которая проводится в ВУЗе. В этот и состоит сущность психологического сопровождения студентов.

Предлагаем способ устранения причин стресса, основанный на совершенствовании поведенческих навыков существования в социуме. Этот способ ориентирован на студенческую среду и возрастные особенности этой группы людей. Уровень самооценки можно повысить путем изменения телесных параметров. Разведенные в стороны плечи, прямая спина, поднятый подбородок, отсутствие лишних движений, медленный темп речи, расслабленные мышцы, взгляд в глаза собеседнику – всё это говорит об уверенности.

Целесообразно также применять алгоритм эффективной постановки жизненных целей. Цели должны быть достижимы и характеризоваться позитивной формулировкой. Если использовать этот алгоритм при постановке целей и составлении планов, то снижается вероятность возникновения стрессов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что уровень стрессоустойчивости студентов будет возрастать по мере их адаптации к условиям жизнедеятельности в ВУЗе. 

Студенты представляют собой группу молодых людей, характеризующихся рядом особенностей, таких как: установление и утверждение своей Я-концепции, формирование ценностей и норм морали, самоопределение, поиск сферы для приложения своего труда, определение и осознание своего места в мире. Для этого возраста характерен такой ключевой момент как завершение формирование личности, её основных черт. Именно на этом фундаменте и происходит формирование будущего специалиста.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги