Все об образовании и учебе в Самаре: ВУЗы, институты, университеты, подготовительные курсы, школы, колледжи, детские сады и лагеря
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Проблемы обеспечения качества образования в современных условиях

Многие учителя прекрасно понимают, что уже давно изжили себя традиционные формы образовательного процесса. Работать хочется по-новому. В то же время ситуация сейчас сложилась таким образом, что мы недостаточно чётко ещё представляем себе, в чем заключается смысл педагогических нововведений и в целом всей образовательной стратегии XXI века.

Вопросы о самых современных технологиях обучения неоднократно обсуждались на страницах сайта Дидактор. Знаем мы и о многих замечательных методиках, которые в мире распространены весьма неравномерно. И, несмотря на все героические усилия учителей, эти методики по-прежнему являются «штучным товаром».

Педагоги-практики до сих пор убеждаются в невозможности распространения многих инноваций. Эти новые методики можно считать некими эталонами, к которым следует стремиться. Процесс обучения, однако, носит личностный характер и зависит от

  • личностей учителя и ученика
  • социальной среды процесса обучения
  • материальной базы образовательного процесса.

Обычно учитель пытается использовать одновременно несколько методик и технологий. Но в результате такого коктейля редко получается новая эффективная авторская методика. И в государственном масштабе проведенные в последние годы образовательные реформы основываются большей частью на догадки и интуицию, а не на солидную доказательную базу.

В то же время на модернизацию образования уходят миллионы и общество пока не в состоянии оценить, насколько эффективно и оправдано такое вложение средств.

Первой, и очень далекой от идеала, попыткой проверки качества образования стал ЕГЭ.

Ощутимых успехов в обучении мы не добьёмся, пока не получим реальных механизмов оценки его качества.

Понятия образовательная индустрия и образовательные технологии должны иметь вполне осязаемые параметры, оцениваемые в рублях, долларах или евро.

Как ни безжалостно это звучит в отношении к такой социальной сфере как образование, но образовательная индустрия должна производить качественные продукты.

Обычно родителей в школе волнуют постоянные денежные поборы, безопасность ребенка, качество питания, взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

Редко кто из родителей требует улучшения качества обучения и возмущается малополезным и пустым, по его мнению, времяпровождением его чада в школе.

Сейчас вопросами оценки качества образования занимается лишь государство.

Отсюда вытекает полная зависимость системы образования от чиновников Минобра, принимающих решения. Они определяют критерии оценки качества образования и занимаются распределением отнюдь не маленькими финансовыми потоками.

В итоге мы наблюдаем чудовищные примеры злоупотреблений, коррупции, бюрократического подхода к определению “что лучше”:

  • тендеры на оказание образовательных услуг, в которых главным аргументом является более низкая  стоимость обучения, а не содержание, интеллектуальный потенциал и возможности образовательного учреждения;
  • тендеры на оборудование, которые чаще всего выигрывают сомнительные фирмы, занимающиеся поставками маломощных мультимедийных проекторов, примитивных электронных микроскопов и т.д., а также других технических средств, не соответствующих современным требованиям, которые не пригодны к использованию на уроках и попросту пылятся в лаборантских и кладовках;
  • закупки на федеральном уровне программно-методического обеспечения, конкурсы на которые не являются достаточно прозрачными;
  • отсутствие эффективной стратегии дистанционного обучения, создание условий при которых способные студенты могут получать качественное образование не в частных вузах и в расплодившихся филиалах, а в лучших учебных заведениях, которые гарантируют высокое качество образования.

Именно поэтому общество должно быть главным индикатором качества образования.

И ещё один момент. Можно сколько угодно обвинять педагога – главное лицо образовательного процесса – в некачественном предоставлении образовательных услуг.

Однако в договоре о предоставлении образовательных услуг необходимо четче прописать ответственность и другого участника образовательного процесса: ученика или студента.

Многие учителя прекрасно понимают, что уже давно изжили себя традиционные формы образовательного процесса. Работать хочется по-новому. В то же время ситуация сейчас сложилась таким образом, что мы недостаточно чётко ещё представляем себе, в чем заключается смысл педагогических нововведений и в целом всей образовательной стратегии XXI века.

" data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki">

Ваш комментарий




Рейтинги