Все статьи
Проблемы обеспечения качества образования в современных условиях
Многие учителя прекрасно понимают, что уже давно изжили себя традиционные формы образовательного процесса. Работать хочется по-новому. В то же время ситуация сейчас сложилась таким образом, что мы недостаточно чётко ещё представляем себе, в чем заключается смысл педагогических нововведений и в целом всей образовательной стратегии XXI века.
Вопросы о самых современных технологиях обучения неоднократно обсуждались на страницах сайта Дидактор. Знаем мы и о многих замечательных методиках, которые в мире распространены весьма неравномерно. И, несмотря на все героические усилия учителей, эти методики по-прежнему являются «штучным товаром».
Педагоги-практики до сих пор убеждаются в невозможности распространения многих инноваций. Эти новые методики можно считать некими эталонами, к которым следует стремиться. Процесс обучения, однако, носит личностный характер и зависит от
- личностей учителя и ученика
- социальной среды процесса обучения
- материальной базы образовательного процесса.
Обычно учитель пытается использовать одновременно несколько методик и технологий. Но в результате такого коктейля редко получается новая эффективная авторская методика. И в государственном масштабе проведенные в последние годы образовательные реформы основываются большей частью на догадки и интуицию, а не на солидную доказательную базу.
В то же время на модернизацию образования уходят миллионы и общество пока не в состоянии оценить, насколько эффективно и оправдано такое вложение средств.
Первой, и очень далекой от идеала, попыткой проверки качества образования стал ЕГЭ.
Ощутимых успехов в обучении мы не добьёмся, пока не получим реальных механизмов оценки его качества.
Понятия образовательная индустрия и образовательные технологии должны иметь вполне осязаемые параметры, оцениваемые в рублях, долларах или евро.
Как ни безжалостно это звучит в отношении к такой социальной сфере как образование, но образовательная индустрия должна производить качественные продукты.
Обычно родителей в школе волнуют постоянные денежные поборы, безопасность ребенка, качество питания, взаимоотношения с одноклассниками и учителями.
Редко кто из родителей требует улучшения качества обучения и возмущается малополезным и пустым, по его мнению, времяпровождением его чада в школе.
Сейчас вопросами оценки качества образования занимается лишь государство.
Отсюда вытекает полная зависимость системы образования от чиновников Минобра, принимающих решения. Они определяют критерии оценки качества образования и занимаются распределением отнюдь не маленькими финансовыми потоками.
В итоге мы наблюдаем чудовищные примеры злоупотреблений, коррупции, бюрократического подхода к определению “что лучше”:
- тендеры на оказание образовательных услуг, в которых главным аргументом является более низкая стоимость обучения, а не содержание, интеллектуальный потенциал и возможности образовательного учреждения;
- тендеры на оборудование, которые чаще всего выигрывают сомнительные фирмы, занимающиеся поставками маломощных мультимедийных проекторов, примитивных электронных микроскопов и т.д., а также других технических средств, не соответствующих современным требованиям, которые не пригодны к использованию на уроках и попросту пылятся в лаборантских и кладовках;
- закупки на федеральном уровне программно-методического обеспечения, конкурсы на которые не являются достаточно прозрачными;
- отсутствие эффективной стратегии дистанционного обучения, создание условий при которых способные студенты могут получать качественное образование не в частных вузах и в расплодившихся филиалах, а в лучших учебных заведениях, которые гарантируют высокое качество образования.
Именно поэтому общество должно быть главным индикатором качества образования.
И ещё один момент. Можно сколько угодно обвинять педагога – главное лицо образовательного процесса – в некачественном предоставлении образовательных услуг.
Однако в договоре о предоставлении образовательных услуг необходимо четче прописать ответственность и другого участника образовательного процесса: ученика или студента.
Ваш комментарий
Рейтинги
Название | Рейтинг |
---|---|
1. СОШ №174 им. И.П. Зорина | 0 |
2. СОШ №96 им. П.П. Мочалова | 0 |
3. СОШ №41 Гармония | 0 |
4. СОШ №176 | 0 |
5. СОШ №166 им. А.А. Микулина | 0 |
Название | Рейтинг |
---|---|
1. Частный детский сад "Гармония" | 203 |
2. Частный детский сад "Диалог" | 180 |
3. Частный детский сад "Капелька" | 56 |
4. Частный детский сад "Радуга" | 54 |
5. Частный детский сад "Смайлик" | 34 |
Комментарии