Все об образовании и учебе в Самаре: ВУЗы, институты, университеты, подготовительные курсы, школы, колледжи, детские сады и лагеря
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Какими навыками должен обладать современный преподаватель

В последние годы много разговоров ведется об учениках и преподавателях 21 века, а также о проектах ‘connected classrooms’.  Ваш электронный почтовый ящик просто переполняют сообщения о новых технологиях, в то время как процесс проведении занятий все не может идти в ногу со временем. И неважно, применяете ли Вы перевернутое обучение, предполагающее проведение занятий один на один с помощью iPad и к тому же онлайн в стиле МООС. Как же современному преподавателю разобраться в этих непонятных словечках и современной технологизации?

На самом деле все не так уж и сложно. Надо лишь на мгновение остановиться и выбрать для себя несколько определенных направлений, которые Вы планируете использовать в образовательном процессе. И неважно, хотите ли Вы попробовать  BYOD classroom (Bring Your Own Device - "принеси своё устройство"), смешанное или перевернутое обучение, внедрять их в учебный процесс можно постепенно.

Если Вы попытаетесь применить в образовательном процессе новые технологии за один вечер, то неизменно потерпите неудачу.

Бывали ситуации, когда преподаватели, пытаясь применять на занятиях iPad, и раздав их штук 30 в аудитории, потом в процессе стараются понять, какие из приложений нужно использовать, а какие не стоит. В действительности, чтобы эффективно использовать iPad в процессе обучения, требуются месяцы подготовки. Здесь, чтобы постичь определенного уровня профессионализма, нужна ещё и личная заинтересованность учащихся. И если они вместо занятий пытаются поиграть в Angry Birds, то Вам ещё придется над этим потрудиться. Именно поэтому современные методы стоит осваивать постепенно – не более одного за раз.

А для этого Вам потребуется приобрести ряд навыков, которые характерны для современного преподавателя. Поэтому, если Вы хотите повысить эффективность образовательного процесса или улучшить цифровые навыки – эта статья для Вас. В действительности перечисленные ниже навыки будут полезны любому преподавателю, несмотря на возраст. Этот список навыков можно использовать как некоторый контрольный перечень.

1. Налаживаем контакты

Этот навык называют PNL - “personal learning network” либо “professional learning network”. Вам необходимо знать и уметь правильно налаживать контакты с учащимися, преподавателями администраторами по всему миру. Налаженная Вами сеть контактов поможет впоследствии найти ответ на любой вопрос. Прежде чем начать работу по технологизации образовательного процесса, поговорите о Ваших задумках с коллегами в своем районе, а также во всем мире. Поэтому напишите об этом в Twitter, используйте Google+ и освойте Learnist. 

2. Устанавливаем хорошие отношения

Хорошие отношения, будь то отношения в реальной жизни или онлайн, играют особо важную роль в деятельности современного преподавателя. А что же значит «хорошие отношения»? ответ на этот вопрос достаточно прост: постарайтесь как можно больше узнать о собеседнике, а не просто его имя или ник. Больше общайтесь с человеком онлайн или при личных встречах, узнайте его лучше. Поговорите с ним по Skype, задавайте вопросы по электронной почте. Если Вы видите, что Вам есть чему поучиться у этого человека, то стоит потратить время на то, чтобы подружиться с ним, завоевать его доверие. Это действительно того стоит.

3. Осознаем роль технологий в обучении

Новых технологических приемов усовершенствования и повышения эффективности учебного процесса пруд пруди и с каждым днём появляются новые. И это совсем не преувеличение. Например, в сервис Edudemic еженедельно приходит около 750 писем, в которых предлагают информацию о новых технологиях или просят осветить ту или иную тему. Это более 100 сообщений ежедневно! Преподаватели также получают подобные сообщения на свои электронные ящики от коллег, компаний и администраторов. Так что, смотрите сами, какую роль на самом деле играют технологии в обучении. И, чтобы понимать, насколько та или иная методика полезна для Вас, нужно уметь отделять полезную информацию из общей массы информации.

Если на осознание полезности технологии у Вас уходит более 15 секунд, то скорее всего она Вам просто не нужна.

4. Учитесь находить полезные ресурсы и сервисы

В настоящее время в Интернете существует множество ресурсов и сервисов, помогающих внедрять новые технологии в образование. Поэтому было бы неплохо освоить программы для чтения RSS и другие подобные программы, позволяющие работать с новостными ресурсами. Например, можно создать аккаунт в Feedly и проверять его время от времени.  Стоит также попробовать пользоваться сервисами Zite, Rockmelt и даже Digg. И пусть не вся представляемая этими сервисами информация относится к образованию, но они действительно полезны активному современному преподавателю.

5. Создаем себе репутацию онлайн

Это означает, современный преподаватель должен уметь хорошо представить себя онлайн. Кто-то называет это репутацией онлайн, кто-то говорит о цифровой грамотности. Речь здесь идет не о размещении каких-либо фотографий на Facebook, а о том, что нужно следить за тем, чтобы Ваш профиль в LinkedIn отражал действительность. Можно также пользоваться действительно полезными социальными сетями, не оставляя за собой различных информационных следов. То есть, если вы недавно начали пользоваться сетью Интернет, то совет тут такой – удаляйте аккаунты, которыми давно не пользуетесь. Например, на Facebook есть вкладка ‘Приложения’, с помощью которой можно понять в какие сети Вы входили с помощью аккаунта Facebook. Их стоит регулярно подчищать. 

6. Учитесь правильно вести блог

На самом деле не существует абсолютно правильного способа вести блог. Можно делиться своими учебными планами на WordPress, размещать фотографии на Tumblr или публиковать наиболее понравившиеся за день высказывания на Blogger.

А вот вести свой блог неправильно – вполне реально. И современному преподавателю нужно знать, что правильно, а что неправильно. Основное правило – не следует делиться очень большим количеством информации онлайн. Суть здесь не в том, насколько часто Вы говорите о предстоящем занятии или как применяете перевернутое обучение. Речь о том, что не следует размещать информацию о людях, которые не поставлены об этом в известность. Размещать информацию о человеке можно только с его разрешения. Делиться информацией о студентах или ком-то ещё просто так нельзя. Поэтому тут совет такой – будьте осторожнее с размещаемой информацией. Удалить такую информацию практически невозможно, как только нажата кнопка «опубликовать» можете считать, что Вы выгравировали надпись на камне.

7. Не торопитесь

Не следует давать учащимся только краткое содержание. Не нужно спешить закончить занятие, потому что время подходит к концу. Если времени не хватает, чтобы начать и хорошо объяснить новую тему, то не стоит спешить. Лучше потратить время на доработку текущей темы и больше раскрыть её. Задавайте вопросы аудитории, подумайте, как может помочь при проведении занятия та или иная технология, не торопитесь. Этот навык заключается в не том, чтобы не «растянуть» занятие, а оживить его, чтобы учащиеся достаточно поработали и остались под впечатлением. Суть заключается не в том, что Вы знаете, что хотите изменить, а в том что Вы непосредственно вносите изменения.

8. Социальные сети можно сделать полезными

Определить какую из социальных сетей лучше использовать на самом деле трудно. Лишь методом проб и ошибок можно найти подходящую социальную сеть. Самое важное здесь – нужно знать, как правильно использовать социальную сеть, чтобы она приносила Вам максимальную пользу. Это означает, что Вам следует контролировать с кем Вы дружите на Facebook и организовать список тех, на кого Вы подписаны на Twitter. Если не контролировать список своих контактов в социальных сетях, то в конце концов придется либо вообще отказаться от аккаунтов, либо как можно меньше их использовать. Список контактов нужно регулярно редактировать, чтобы Ваши контакты снабжали Вас действительно полезной информацией.

9. Не стоит бояться ошибиться

Как уже говорилось выше, нужно подобрать и применять подходящую технологию. Практически в 99% случаев утилита или гаджет Вам не скорее всего не пригодится. Но вот, например, вы решили попробовать новую технологию в процессе обучения. И тогда наступает время, когда не стоит бояться ошибиться. Не нужно бояться, что студенты, коллеги или администраторы будут замечать минусы в Вашем новом подходе. Осознайте, что пробовать – это не грех и верьте в себя. Погружайтесь смело в своё дело, не пугайтесь и не жалейте, используя новые технологии. А если Вы не достигнете планируемого результата или вообще не достигните никакого результата – забудьте эту идею и смело двигайтесь дальше.

Лучше взять и попробовать! А не решился попробовать - все равно, что ошибся.

10. Учитесь отдыхать

Это один из самых необходимых навыков современного преподавателя. Нужно точно знать, когда следует остановиться. Надо понимать, когда работа с Twitter начинает утомлять, и пришло время переключиться на что-то другое. Будет ли это планирование занятия или просмотр фильма, ключом успеха будет разнообразие. Успешный преподаватель не измотается за год.

Ваш комментарий




Рейтинги