Все об образовании и учебе в Самаре: ВУЗы, институты, университеты, подготовительные курсы, школы, колледжи, детские сады и лагеря
Расширенный поиск
Свернуть

Все статьи

Не дайте ребенку стать неуспешным

Если ребенок плохо учится в школе, то причина этого кроется не только в его лени или неспособности учителя хорошо преподать свой предмет. Очень часто причина плохой обучаемости заключается в более серьезном явлении. Психологи называют это явление синдромом хронической неуспешности. Его признаки могут проявиться в дошкольном или младшем школьном возрасте. Этот синдром характерен тем, что ожидания взрослых и достижения ребенка не совпадают. Риск формирования синдрома неуспешности у ребенка возникает, когда с ребенком начинают проводить систематические занятия и результаты занятий категорически не устраивают учителя или родителей.

Довольно часто родители не очень внимательно следят за успехами ребенка в младшем или среднем школьном возрасте при выполнении им различных заданий или решении задач. Оценка ребенка «хороший» или «плохой» в этот период определяется уровнем его послушания, поведением дома, общением с другими детьми и т.д.

В период подготовки малыша к обучению в школе или немного позже, в начальной школе, резко меняется отношение родителей к успехам и промахам ребенка. Теперь насколько ребенок «хороший» зависит от того, как хорошо он учится, как легко решает разнообразные задачи, насколько он сообразителен, какими знаниями обладает. Мотивируя ребенка на хорошее обучение, родители резко отрицательно относятся к трудностям и неудачам, которые неизбежно возникают в школьном обучении. Однако ребенок воспринимает такое отношение родителей как сигнал, что он будет любим только в случае успешного обучения. Не каждый ребенок способен справиться с такой ситуацией, чтобы оправдать родительские ожидания.

Подобный эффект наблюдается в случае, когда родители сильно озабочены успехами ребенка с раннего детства, когда их требования к ребенку сильно завышены. Если обучение ребенка чтению и письму начинается с трехлетнего возраста, а он не может освоить уроки в минимально короткие сроки, родители неизменно проявляют недовольство отсутствием у их чада признаков вундеркинда и груз ответственности ложится на плечи ребенка. Понять, что он не должен все это уметь делать в три года, ребенок не в состоянии. Поэтому ему приходится довольствоваться сознанием того, что он нелюбим из-за его неуспешности в обучении и добиться любви он может только отличными успехами в обучении. Эта ситуация провоцирует обратный эффект: из-за боязни сделать что-то не так, ребенок просто ничего не делает, становясь при этом хронически неуспешным.

Хроническая неуспешность характеризуется проявлением таких реакций социального поведения как постоянная негативная оценка умений и действий, большое количество замечаний и проявление вечного недовольства родителей и педагогов. В результате у ребенка появляется и постоянно поддерживается чувство тревоги. Существенно снижается самооценка, пропадает уверенность в себе. Чаще всего младший школьник с синдромом хронической неуспешности позиционирует себя как безнадежно плохого ученика.

Вследствие высокого уровня тревоги ребенок непродуктивно тратит время на несущественные детали, постоянно боится сделать что-то не так, не может сконцентрироваться и т.д. В такой ситуации родителям рекомендуется обратиться к психологу, чтобы вместе с ребенком пройти курс терапии. Потому что учиться относиться к успехам и неудачам иным способом придется каждому члену семьи.

Ваш комментарий




Рейтинги